ОТКУДА ПРИХОДЯТ ЗВУКИ?
СКОЛЬКО ЗВУКОВ ВОКРУГ!
ИХ НАМ СЛЫШАТЬ ДАНО:
ЭТО ПЕНИЕ ПТИЦ, ЭТО ОКРИК В ОКНО.
ЭТО ДИВНАЯ МУЗЫКА, ШЕЛЕСТ ЛИСТВЫ
ЭТО ПЕСНЯ ДАЛЁКАЯ, ЭТО Я, ЭТО ВЫ!
Мир звуков многообразен. Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две группы: звуки шумовые (от слова шуметь) и звуки музыкальные (от слова музыка). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое- мелодичные. Умение различать особенности этих звуков и составляет основу развития музыкальных способностей. А для этого мы должны не только развивать, но и беречь детский слух.
- РАЗВИВАЯ СЛУХ, ПОЛЕЗНО СЛУШАТЬ ТИШИНУ, ОТМЕЧАЯ МАЛЕЙШИЕ ВОЗНИКАЮЩИЕ ЗВУКИ.
- ПОМНИТЕ: ГРОМКАЯ МУЗЫКА И ДОЛГОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В НАУШНИКАХ ПРИТУПЛЯЕТ СЛУХ. НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙТЕ ЭТИМ РАЗВЛЕЧЕНИЕМ.
- ВЫПОЛНЯЯ ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ, УЧИТЕ РЕБЁНКА ДВИГАТЬСЯ БЕСШУМНО.
- СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК НЕ ЗАТАЛКИВАЛ В УШИ
ПОСТОРОННИЕ ПРЕДМЕТЫ.
- ПОМНИТЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМНИТЕ, ЧТО МУЗЫКА
ВСЕГДА НАЧИНАЕТСЯ С ТИШИНЫ!
В НЕЙ ОНА РОЖДАЕТСЯ И РАСТВОРЯЕТСЯ ТОЖЕ В НЕЙ.
ТРЕНИРУЕМ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ
ПОСЛУШАЙ: МУЗЫКА ВОКРУГ,
ОНА ВО ВСЁМ – В САМОЙ ПРИРОДЕ,
И ДЛЯ БЕСЧИСЛЕННЫХ МЕЛОДИЙ
ОНА САМА РОЖДАЕТ ЗВУК.
Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ребенок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе и не тишина, потому что вся наполнена звуками.
Попросите малыша закрыть глаза и задайте ему такие вопросы:
-КАКИЕ ЗВУКИ РАЗЛИЧАЕШЬ В КОМНАТЕ?
-ОТКУДА ОНИ ДОНОСЯТСЯ
-КАКИЕ ИЗ НИХ БОЛЕЕ ГРОМКИЕ, А КАКИЕ ЕДВА СЛЫШНЫ?
-КАКИЕ ЗВУКИ СЛЫШИШЬ НА УЛИЦЕ?
-УГАДАЙ, КТО ПОДАЛ ГОЛОС?
Если вы заметили, что ребёнок начал уставать, поменяйтесь с ним ролями.
ЗВУКИ РАЗНЫЕ ПО СИЛЕ ОКРУЖАЮТ
НАС ВОКРУГ?
Тихий и громкий звук конечно никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к речи человека, можно заметить, что она богата динамическими оттенками. Благодаря оттенкам наша речь становится более красочной Динамические оттенки в музыке –
Это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в различные цвета, заставляют звучать её более выразительно.
Для того чтобы развивать у ребёнка умение различать разные по силе звуки, можно выполнить с ним такое игровое задание:
(ИГРОВЫМ МАТЕРИАЛОМ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЛЮБАЯ ИГРУШКА) В игре могут принимать участие несколько человек:
мама, папа, брат, сестра, друзья вашего малыша.
Выбирается водящий.
ХОД ИГРЫ: Водящий выходит из комнаты. Оставшиеся договариваются, куда спрятать игрушку. Задача водящего-Найти игрушку, руководствуясь громкостью (динамикой) звучания мелодии или песни, которую поют все участники игры.
Звучание должно усиливаться по мере приближения к игрушке.
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧАТЬ ТЕМБРОВУЮ
ОКРАСКУ ЗВУКА?
ТЕМБР – ОКРАСКА. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и конечно, звук музыкальный.
Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей, музыкальных инструментов? Потому что каждый звучащий предмет
имеет свою окраску – тембр. Тембровый слух можно развивать в домашних условиях. Для развития тембрового слуха, поиграйте с вашим ребёнком в игры:
1.«НАЙДИ НУЖНЫЙ ЗВУК»
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: Предметы, изготовленные из различных материалов (керамика, дерево, стекло, хрусталь, металл и др.)
Вначале дайте послушать малышу звучание каждого предмета, коснувшись до него чайной ложкой. Звучание будет разным.
ХОД ИГРЫ: Ребёнок закрывает глаза, а взрослый ударяет по любому предмету. Ребёнок должен определить по окраске звука, какого предмета коснулись.
- «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»
( ИГРАЮЩИЕ: ПАПА, МАМА, БАБУШКА, ДЕДУШКА И Т.Д.)
ХОД ИГРЫ: все становятся в круг. В центре ребёнок – водящий с закрытыми глазами. Кто – то из играющих зовёт ребёнка по имени, а ребёнок должен угадать голос (тембр) позвавшего его человека.
Чтобы заинтересовать малыша, сделать игру более увлекательной, интересной – рекомендуется проводить игру со словами:
НУ-КА, (КОЛЯ, САША, КАТЯ), НЕ РОБЕЙ –
ВЫХОДИ-КА В КРУГ СКОРЕЙ!
КТО ЗОВЁТ ТЕБЯ, ДРУЖОК? УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК?
ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Игре на детских музыкальных инструментах в дошкольном учреждении уделяется большое внимание, так как именно детское
музыцирование способствует развитию музыкальной памяти, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное восприятие ребёнка.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У детей улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений
(чётче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на инструментах
помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между людьми. Поэтому желательно, чтобы дома у ребёнка были музыкальные игрушки: ДУДОЧКИ, ОРГАНЧИКИ,
БАРАБАН, БАЛАЛАЙКА С НЕИГРАЮЩИМИ СТРУНАМИ,
БАЯНЧИК С РАСТЯГИВАЮЩИМИСЯ МЕХАМИ И ДР.
Научить ребёнка различать тембровую окраску звука помогут шумовые игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е.,
звуком неопределённой высоты (ПОГРЕМУШКИ, БУБНЫ, ТРЕЩЁТКИ, КОЛОТУШКИ, КОРОБОЧКИ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОЛОТОЧКИ И Т.Д.)
Многие из этих инструментов можно изготовить в домашних условиях своими руками
МАРАКАСЫ
Маракасы можно сделать из коробки, банки или пластмассового яйца
от «КИНДЕР – СЮРПРИЗА», наполнив их любой крупой, горохом,
мелкими шариками или чем-нибудь другим по вашему желанию.
ТРЕЩЁТКА
На толстую резину любой длины нанизывают костяшки от щётов
или массажёра. Резинку закрепляют с обеих сторон, чтобы удобно было держать инструмент в руках. На нём можно играть металлической или деревянной палочкой, быстро проводя по всей длине резинки, или растягивать и сжимать резинку, дёргая её за палочки на концах резинки.
ВЕСЁЛЫЙ КСИЛОФОН
Для изготовления необычного ксилофона потребуются пластмассовая детская вешалка, крепкие нитки и любые деревянные предметы, которые крепят за нитки к вешалке. Аналогично можно изготовить металлофон, но с использованием металлических трубочек.
ПОГРЕМУШКА «РОМАШКА»
Для изготовления погремушки, потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под минеральной воды, шампуни. Пуговицы и бусинки помещаются в бутылочку, которая крепится на деревянной палочке.