Гражданско - патриотическое воспитание

Об объявлении 2024 года Годом качества Указ № 375 от 27 ноября 2023

Глава государства Александр Лукашенко подписал Указ № 375 "Об объявлении 2024 года Годом качества".

Данное решение принято в целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны.

В рамках Года качества будет сделан акцент на повышении конкурентоспособности Беларуси через бережное и продуманное отношение к ресурсам, реализацию высокотехнологичных и энергоемких проектов, приоритет качественных показателей над количественными. Усилия будут сосредоточены на обеспечении качественных показателей путем стимулирования инициативы, внедрения рационализаторских идей, укрепления в обществе социального оптимизма, стремления созидать на общее благо. Приоритетное внимание планируется уделить формированию у граждан личной ответственности за достижение высокого качества жизни (достаточный уровень дохода, своевременная диспансеризация, здоровое питание, хорошее образование, культурный досуг). 

Ознакомиться с документом можно здесь

свернуть

2023 год мира и созидания

Об объявлении 2023 года Годом мира и созидания
Указ № 1 от 1 января 2023 г.
31 декабря 2022 г.


В целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства Президентом Республики Беларусь 2023 год объявлен Годом мира и созидания. Соответствующий Указ № 1 от 1 января 2023 года подписал Глава государства Александр Лукашенко.

Ключевыми направлениями в предстоящем году будут совершенствование системы военно-патриотического воспитания населения, продвижение мирных инициатив граждан и общественности, содействие межконфессиональному диалогу, обеспечивающему мир и согласие в белорусском обществе, демонстрация преимуществ белорусской экономической модели в условиях глобальной турбулентности, позиционирование созидательного труда как главного условия развития белорусского государства.

Такая тематика позволит укрепить восприятие Беларуси как островка мира, неоспоримая ценность которого для населения страны является весомым аргументом в достижении согласия по другим важнейшим вопросам общественной жизни. Белорусским ответом на милитаризацию в европейском регионе станет мирный созидательный труд соотечественников. https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-1-ot-1-yanvarya-2023-g

свернуть

«Историкo-культурное и духовное наследие белорусского народа»

13.07.2023

Историко-культурное и духовное наследие белорусского народа

 

Республика Беларусь имеет богатое духовное наследие. Оно формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Несмотря на разрушительные войны, стихийные бедствия, общество приумножало достижения предков, развивало науку, литературу, искусство, повышало свой культурно-образовательный, профессиональный уровень. Совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом, и есть национальное богатство.

Национальное богатство создается всеми национальными общностями, проживающими в стране. В Республике Беларусь сформировались гармоничные отношения между национальными общностями. Свободное развитие культур, традиций всех национальных общностей, проживающих в нашей республике, базируется на государственной политике, учитывающей интересы всех этнических групп.

В 1996 г. принята Концепция национально-культурного развития национальных меньшинств. Увеличилось число региональных и республиканских объединений как институтов возрождения национальных языков, культур, традиций. В настоящее время в Беларуси действуют 111 общественных объединений 22 национальных общностей, в том числе 43 еврейских, по 9 — польских и немецких, 7 литовских, по 5 — татарских и украинских и др. Организуются школы, классы по изучению национальных языков, налаживаются связи с исторической родиной, появляются средства массовой информации на национальных языках.

Принятые в Республике Беларусь правовые акты гарантируют равенство граждан всех национальностей гостей в различных сферах жизни, создают законодательную основу для развития культур, сохранения этнической, языковой, религиозной самобытности национальных меньшинств.

 

Влияние западной и восточнославянской культур

на систему ценностей белорусов

В современном мире нет абсолютно замкнутых культур. Культурные и межэтнические контакты являются неотъемлемым компонентом жизни. В антропологии и этнографии процесс взаимного влияния различных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой, получил название аккультурации. Аккультурация проявляется в двух формах: временной (через контакты политиков, дипломатов, туристов, персонала иностранных компаний) и длительной (которая возникает в случае контактов представителей различных культур в рамках одного государства). В процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы. С одной стороны, стремится сохранить свою культурную идентичность, с другой — впитывает нормы и ценности иной культуры.

Беларусь уникальна тем, что исторически в ней сложился интегративный тип кулътуры. Белорусский этнос вбирал в себя отдельные элементы как восточнославянской, так и западнославянской, балтской, тюркской культур. Наряду с тенденциями к ассимиляции действовали также тенденции сохранения национальных границ, культурной и языковой идентичности белорусского народа. Интеграции норм и ценностей других. культур способствовала этническая толерантность, свойственная белорусам.

На развитие духовной культуры в Республике Беларусь сегодня оказывают влияние следующие факторы:

 1) общие тенденции развития духовной культуры, характерные для современной цивилизации в целом;

 2) тенденции, которые характерны только для Беларуси;

 3) общие признаки, характерные для постсоветских стран.

  Особенностью нынешнего этапа развития духовной культуры Республики Беларусь является то, что в современных условиях остается важной задача формирования национально-государственного самосознания. Необходимо сохранять культурно-историческое наследие, историческую память народа, способствовать развитию белорусского языка.

 В республике удалось сохранить и укрепить разветвленную сеть учреждений культуры. Открыты новые театры (Белорусский государственный молодежный театр, Республиканский театр белорусской драматургии), издается ряд белорусских литературных журналов («Полымя», «Неман»), газет («Літаратура 1 мастацтва»), проводятся театральные фестивали («Золотой витязь», «Белая вежа»), кинофестивали («Лістапад», Национальный кинофестиваль белорусских фильмов), музыкальные фестивали («Славянский базар», «Беларуская музыкальная восень») и т. д. Очень важной задачей является обеспечение доступности учреждений культуры и культурных благ для всех граждан Республики Беларусь.

На Втором Всебелорусском собрании была поставлена задача — создать более совершенную национальную систему образования, которая отвечала бы новым потребностям развития экономики, современному уровню общественных отношений.

Историко-культурное наследие народа Беларуси является достоянием белорусского народа и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Оно представляет собой важнейший источник творческих сил народа. Его сохранение — наиболее эффективное средство национального развития, создания полноценных условий совершенствования личности.

Культура народа выступает мерой его духовности, цивилизованности, этнического своеобразия. Духовные ценности, утверждаемые и развиваемые обществом, являются почвой, предпосылкой формирования национального самосознания, национальной идеи. Культурный прогресс нашей нации связан с независимостью государства, развитием белорусского языка, традиций, утверждением духовных, нравственных начал в жизни общества. Белорусский народ вправе гордиться богатейшими истоками своей культуры, фольклором, обрядностью, красотой национального костюма, народными промыслами. Возможно, из этого духовного родника и берет начало белорусская национальная идея как идея самобытности народа, подъема его сил, осознания национальных интересов. 

Согласно Конституции Республики Беларусь, историко-культурное наследие признано фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане нашей страны. И, как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «наши главные задачи в сфере культурной политики состоят в том, чтобы поддерживать патриотическую линию в белорусской культуре, создавать условия для развития ее традиционных и современных направлений».

Что мы знаем о историко-культурном потенциале

Республики Беларусь?

На сегодняшний день Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь насчитывает более 5,6 тыс. историко-культурных ценностей, среди которых: памятников археологии – 2248, памятников архитектуры – 1804, памятников истории – 1215, нематериальных проявлений творчества человека – 152, движимых материальных историко-культурных ценностей – 104, памятников искусства – 66, памятников градостроительства – 11, заповедных мест – 4.

Наиболее выдающиеся для отечественной и мировой культуры объекты включены в списки всемирного наследия ЮНЕСКО.

В частности, в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены:

в 1992 г. - Беловежская пуща (памятник природы);

в 2000 г. - замковый комплекс «Мир» (г.п. Мир Кореличского района Гродненской области);

в 2005 г. - архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже (Минская область) и Дуга Струве (Брестская и Гродненская области).

В Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены: праздничный рождественский обряд «Колядные цари» в деревне Семежево Копыльского района, «Торжество в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской» (Будславский фест)» в аг.Будслав Мядельского района, весенний обряд «Юрьевский хоровод» в д. Погост Житковичского района, «Культура бортничества Беларуси и Польши».

В целях популяризации историко-культурного наследия Министерством культуры в 2020 году создан поисковый сайт «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь» (gosspisok.gov.by), который является информационным ресурсом, позволяющим любому пользователю быстро находить информацию об историко-культурных ценностях, в том числе через мобильные приложения.

  Охрана историко-культурного наследия – обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе. Материальные и духовные ценности общества являются объектами национальной безопасности Беларуси и приоритетными направлениями культурной политики нашей страны.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, Национальной стратегией устойчивого социального-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, сохранение и приумножение историко-культурного наследия страны является важным фактором национальной идентичности и белорусской государственности, играет значительную роль в формировании гражданственности и патриотизма личности, вовлечено практически во все сферы социально-экономической жизни республики.

Последние два с половиной десятилетия Республика Беларусь активно занимается восстановлением архитектурного наследия, вкладываются колоссальные ресурсы на его поддержание и сохранение.

Проведена большая работа по реставрации и восстановлению сотен объектов историко-культурного наследия с целью поддержания их надлежащего технического состояния, приспособления под новые функции и вовлечения их в туристический и культурный оборот. На государственном уровне эти задачи решаются в рамках ряда государственных программ и локальных инвестиционных проектов. Кроме того, мероприятия по охране историко-культурного наследия, в том числе ремонтно-реставрационные работы на историко-культурных ценностях, финансируются за счет средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры.

  Справочно.

  За период независимости Беларуси за счет государственных средств восстановлены и получили новые социально-экономические функции сотни объектов наследия. В числе последних – здание «Беларусьфильма» (2017), стадион «Динамо» в Минске (2018), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (2019), объекты Брестской крепости, обелиск «Минск – город-герой» (2020) и др.

Восстановлены и приспособлены под музейные функции всемирно известные замковые комплексы в г.п.Мир (2010) и г.Несвиже (2011).

 

Особенности национальной и культурной

самоидентификации белорусов

После того как в 1991 г. прекратил свое существование СССР, было объявлено независимое и самостоятельное государство Республика Беларусь. Начался период национального возрождения. Период, который имеет сложный и противоречивый характер, определяемый прежде всего особенностями самоидентификации белорусов. Под самоидентпификацией понимают отнесение человеком себя к какой-либо группе на основе общности культуры, ценностей и т. д. Культурная идентичностъ — чувство принадлежности к определенной культуре. Этническая идентичностъ — этнические представления, разделяемые членами какой-либо этнической группы, которые формируются в результате осознания общей исторни, культуры, традиций, места проживания и государственности.

Проблема культурной самоидентификации белорусов связана со сложностыо исторического пути, положением «на пересечении» путей Запада и Востока. Какое-то время наша культура развивалась «в тени» других культур — земли Беларуси переходили от одного государства к другому. На территории Беларуси прошли многочисленные войны. В такие сложные моменты самоидентификация белорусов носила локальный характер, во многом основывалась на принадлежности к территории, местности, региону, на «тутэйшасщ».

Несмотря на сложные исторические условия становления белорусской государственности и белорусской культуры, нашему народу удается сочетать, с одной стороны, свою «беларускасць», а с другой — свою принадлежность к славянской и мировой культуре.

 

Основные направления государственной политики в сфере культуры и общественной жизни

Нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа» (в контексте Второй мировой войны).

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!». 

свернуть

Перечень экскурсионных маршрутов патриотической направленности

05.07.2023

Перечень экскурсионных маршрутов патриотической направленности

https://www.belarustourism.by/ekskursovodam-i-gidam/-marketingovye-issledovaniya/

свернуть

2022 год - Год исторической памяти

   

 

В последние минуты прошедшего года Президент подписал указ об объявлении 2022‑го Годом исторической памяти. В документе отмечается, что Год исторической памяти объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа. О значении этого решения Главы государства — комментарии наших экспертов.

Год исторической памяти объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.

Белорусы — народ, чтущий реальные подвиги и достижения

2021‑й был Годом народного единства. Действительно, в это время мы как никогда поняли ценность единства белорусов, то, что его очень легко потерять и что его нужно беречь и укреплять. Без августа 2020‑го и последующих событий мы, видимо, так не оценили бы, насколько народное единство может быть хрупким и как нужно к нему относиться.

И мы сделали правильные выводы. Учрежден новый государственный праздник — День народного единства — 17 сентября. Праздник давно у нас известный и наконец возвращенный для того, чтобы мы, белорусы, помнили и знали, когда и кем было добыто в борьбе наше территориальное и национальное единство. Учреждение этого праздника стало восстановлением исторической справедливости и необходимым вектором нашей политики памяти.

И это совершенно правильный вектор, который должен и будет продолжен в наступившем 2022‑м, объявленном Годом исторической памяти. Народ без исторической памяти быстро превращается в толпу манкуртов, готовых разрушать свои святыни и предавать память своих предков. Увы, такое случилось у наших братьев‑украинцев, где власть захватили люди, старательно и сознательно уничтожающие настоящую украинскую идентичность и заменяющие ее диким суррогатом из нацио­нализма и русофобии.

Мы в Беларуси никогда не должны этого допустить, хотя признаки появления такого же недуга отчетливо увидели на улицах наших городов. Современных людей, особенно очень молодых, как оказывается, можно превращать в ту самую послушную и склонную быть объектом самых подлых и циничных спекуляций толпу.

Разве могли мы раньше представить, что площадь Победы в Минске или музей истории Великой Отечественной войны будут пытаться осквернить символами, навсегда запятнанными коллаборантами, работавшими на нацистов? К сожалению, мы это увидели.

И вот чтобы этого больше никогда не повторилось, нам нужна целенаправленная, осознанная политика исторической памяти, чтобы наши люди знали и не забывали смыслы и ценности Победы, ценили подвиги и достижения предков и не позволяли отравить себя и своих детей идеологическим ядом.
Поэтому 2022‑й стал Годом исторической памяти. Пришло время разгребать авгиевы конюшни в этой сфере и ответить себе и миру на вопросы: а являются ли польские герои нашими, белорусскими, а в каком положении находились предки большинства современных белорусов в Речи Посполитой и можем ли мы считать ее белорусским государством?

Да, и на эти вопросы, кроме всего того, что связано с памятью о Великой Отечественной войне, нам тоже придется давать честные ответы. Конечно, краеугольным камнем здания нашей исторической памяти будет именно восприятие событий последней войны, обнародование новых, ранее неизвестных, замалчиваемых фактов. И это уже происходит на примере расследования преступлений, связанных с геноцидом белорусского народа. Мы без лишней политкорректности стали называть имена преступников, многие из которых до сих пор живы и даже являются «героями» в некоторых соседних странах. Это давно нужно было делать, потому как наше молчание стали считать слабостью и безнаказанно пытались влиять уже на сознание наших людей.

Год исторической памяти — хороший повод расставить точки над «i» и показать себе и всему миру, что белорусы — это народ, чтущий свои реальные подвиги и достижения.

 

свернуть

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание личности: нравственно-патриотические основы

Концептуальными основаниями системы патриотического воспитания в дошкольном учреждении являются:

  • формирование основ номинального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
  • Нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка;
  • физическое и трудовое воспитание;
  • создание начального прочного фундамента важнейших мировоззренческих идей;
  • взаимосвязь и единство человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников можно отнести:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, селу.
  2. Воспитание любви, гуманно-ценностного отношения к природе родного края.
  3. Приобщение детей к культурному наследию своего народа.
  4. Воспитание уважения и любви к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, осознание себя как представителя своего народа, толерантного отношения (миролюбия, дружелюбия, терпимости) к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.
  5.  Привитие уважительного отношения к человеку-труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственным символам, национальным традициям и праздникам государства.

Основные направления, в которых даются доступные для понимания детям сведения.

  1. Моя Беларусь.
  • общие представления о республике;
  • Беларусь как независимое, самостоятельное, многонациональное государство;
  • государственная символика;
  • города страны, их историческое и культурное прошлое и настоящее;
  • природа Беларуси, ее флора и фауна; природа как источник жизни, как воспитатель; охрана природы; практическая деятельность человека в природе и др.;
  • родные места (быт, природа, труд, культура).
  1. Исторические страницы Беларуси.
  • зарождение Белой Руси;
  • легенды и сказания о Беларуси;
  • названия земли белорусской.
  1. Прошлая и настоящая жизнь народа на белорусской земле.

В данном блоке содержатся:

  • ознакомление с крестьянской избой в прошлом и настоящем времени;
  • труд крестьянина в давние времена и сегодня;
  • уважительное отношение человека к труду в природе.
  1. Слава и гордость земли белорусской.
  • героическое прошлое белорусского народа, защита Родины в годы Великой Отечественной войны; мужество и героизм народа в годы войны; патриоты Отчизны;
  • память народа о героическом прошлом (памятники, обелиски, курганы, музеи, мемориальные комплексы и т.д.);
  • белорусская армия в мирное время;
  • трудолюбие белорусов; производство, сельское хозяйство и т.д.;
  • люди, прославившие свое Отечество (поэты, писатели, художники и т.д.).
  1. Народная культура (язык, традиции, промыслы, ремесла, праздники).
  • традиции духовности в фольклоре и национальной обрядовой культуре;
  • просветительство, книгопечатание, родной язык;
  • сохранение традиций местной архитектуры и градостроительства;
  • народные ремесла и промыслы, традиционные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • летописание семьи и рода; семейное дерево, традиции, обряды, труд, отдых, праздник в семье и т.д.

Достижение высокого уровня в воспитании у детей любви к своей Родине становится возможным и наиболее качественным при создании определенных условий. Введение детей в социальную действительность должно происходить в доступных, легко усваиваемых формах (наблюдение, экскурсии, игра, труд и т.д.). Широкое применение различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, опыты, экспериментирование, исследование, поиск, сочинительство, игра, конструирование и т.д.) обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем. приобщение детей к процессу социокультурной жизни страны следует начинать со своей малой родины, по принципу «от близкого к далекому» в виде следующей логической цепочки: семья – двор – улица – детский сад – город – район – регион – край – страна. Использование в первую очередь краеведческого материала, необходимого для понимания своеобразия родного края, является ступенькой к пониманию удаленных от ребенка уголков страны. На примере ближнего природного и социального окружения дошкольники знакомятся с окружающим миром, создается запоминающийся образ Родины. Расширение социальных контактов с семьей, становление духовности детей через формирование социально-педагогической культуры родителей. Доминантой выступает формирование  у ребенка эмоционально насыщенного образа родного дома, прочной привязанности к семье, матери, отцу; представлений о доме как общечеловеческой ценности, что позволит уже с дошкольного возраста пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, составить совместно со старшим дошкольником свою небольшую родословную, направленную на изучение истории своей семьи, которая связана с историей страны, является ее частью. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином Беларуси и только потом жителем планеты Земля.

     Создание развивающей среды на основе краеведческого материала на основе материала с учетом национального стиля в оформлении помещений, центров активности (мини-музей белорусского быта, белорусские «хатки» («куточки»), предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка, танцы, народные игры; организация выставок работ народных мастеров, художников и др.).

Обогащение этнокультурного компонента воспитания дошкольника народными сказками, малыми фольклорными жанрами, народными играми как средствами пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, приобщения к красоте и самобытности народа – это путь к общенародной культуре, культуре отношений, благополучному эмоциональному и эстетическому развитию с расширением практического поля ознакомления с народными промыслами, произведениями искусства, памятниками и музыкальным искусством.

     Организация постоянных встреч с хранителями традиционной культуры – песенниками, народными мастерами, художниками. Кругозор ребят расширяется за счет знания особенностей и традиций белорусского народа о календаре, обычаях, мироощущение, самосознание, самооценка; происходит нравственное, социальное, эстетическое развитие, становление личности.

     Регулярное проведение дней, фестивалей национальной культуры. С помощью народного наследия у детей воспитываются дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. В основе заявленных форм работы лежит эмоциональный компонент первой и основной ступени нравственности, которая содействует накоплению и актуализации чувственного опыта дошкольника.

     Актуализация и формирование культуры речевой среды через освоение родного языка, на основе синтеза русского и белорусского языков, который предусматривает параллельное использование во всех видах детской деятельности слов, фраз, выражений, текстов белорусского и русского звучания. Родной язык незримо связывает ребенка со своим народом и страной. Задача педагога состоит в том, чтобы посредством говорения и слушания привить дошкольникам вкус к родному языку, развить чутье к его звуковым красотам. Смещение акцентов на работу с художественным словом поможет ребенку понять красоту звучащей речи. У детей появится стремление практиковать родной язык при общении, в игре и других активных формах взаимодействия. Через родное слово в детские сердца входят красота, доброта, любовь к Отечеству и к белорусскому языку.

     Основополагающими формами работы по воспитанию у дошкольников любви к своей Родине становятся занятия комплексно-интегрированного, познавательного, проблемно-поискового характера. В перспективном планировании закладываются циклы занятий всех типов, в них находит свое отражение блочная тематика ознакомления с окружающим миром. На каждый месяц определяется ведущая тема, которая закрепляется и расширяется в самостоятельной деятельности, связана с изобразительным искусством, ручным трудом, конструированием. На занятии задачи решаются комплексно. При этом приоритетными выступают воспитательные и развивающие. Значительное место отводится родному слову в контексте работы с художественной литературой, которая привязывается к текущей теме по патриотическому воспитанию. Яркое выражение межпредметных связей обнаруживается в объединении разделов по ознакомлению с природной и общественной жизнью, с экологией и трудом взрослых, с общественной жизнью людей и национально-культурными традициями.

     Богатая игровая палитра содержится в совместной и самостоятельной деятельности. В сюжетно-ролевых и творческих играх превалирует тематика по обыгрыванию различных бытовых ситуаций в традиционной белорусской семье, разворачивается изготовление национальных кукол. В работе с литературным текстом приоритет отдается играм-инсценировкам, играм-драматизациям, театральным играм, главной задачей которых является развитие сценического творчества, способности обыгрывать сказки, потешки, колыбельные песенки.

     Изобразительно-прикладная деятельность включает разнообразные строительные конструкторы (постройка белорусской хатки, кукольного дома, исторических зданий, «центров» социального назначения). Техническое мастерство плавно перетекает в организацию ролевых игр по обустройству построек, придумыванию и разворачиванию сюжетных линий «ремесленников», «гончаров», «мастеров», «художников», «архитекторов», «строителей» и т.д. Эмоциональные впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях, фиксируются детьми в рисовании, лепке, аппликации. Полученные продукты творчески используются в ролевых играх, беседах, играх-путешествиях, на занятиях и т.д. Все это способствует обогащению духовного мира ребенка, формирует его мировоззрение, развивает его самосознание, поисково-критическое мышление, активизирует творческую функцию.

Процесс воспитания концентрируется на ребенке, а не на различных воспитательных мероприятиях. Дети получают возможность выбора, исходя из ценностных установок, ориентации и предпочтения для самовыражения и самореализации. Педагог представляет детям увлекательно-познавательный материал, организует занимательно-продуктивные формы для его преподнесения, изучения и использования в самостоятельной творческой деятельности.

     На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, основанная на любви к родной земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям, всему тому, о чем мы так тепло и трепетно говорим «…Мой родны кут, як ты мне мiлы, забыць цябе не маю сiлы...”.

     Важно заложить в ребенке нравственно-патриотические основы личности, дать жизненные ориентиры, сформировать совестливого и неравнодушного человека, и зерна, посеянные в детстве, окажут латентное влияние, скажутся и дадут о себе знать в будущем.

свернуть

Известные исторические личности Беларуси

Виртуальные Экскурсии по маршрутам нашей Родины

свернуть