Советы дефектолога

Нормы речевого развития

Артикуляционные упражнения

Зачем учитель-дефектолог задаёт домашние задания?

Зачем учитель-дефектолог задаёт домашние задания?

Успех коррекционного обучения детей с речевым недоразвитием во многом определяется участием родителей  в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей  тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша  и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Так что же логопед задаёт для выполнения на  дом?

Задания строятся на материале темы, изучаемой всю предшествующую неделю на индивидуальных занятиях, проводимых логопедом.

Задания включают в себя основные разделы:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно  от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений

- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко - слогового анализа и синтеза.

- серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

- задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребёнка стихов.

- задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

Уважаемые родители!

Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней

заинтересованности и успехов

свернуть

Как развитие мелкой моторики рук влияет на речь?

«Как  развитие мелкой моторики рук влияет на речь?»   

     
 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),    воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д .И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.                                                           
     Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

   Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.                                                                                       
 Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.                                                    

 

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.        
3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.                                        
5. Пальчиковая гимнастика Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.    
6."Резиночка".  Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.  
7.Перекатывание карандаша  между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. 
8. Игра  "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года)  направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. 
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.   
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.  Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.   
9. Игра "Повтори движение"        
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.  
10. Игры с рисованием.       

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка.И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
11.Игры с предметами домашнего обихода.   Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. 
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.   
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.     
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:   
"У сосны, у пихты, елки       
Очень колкие иголки.  
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".        

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:        
"В зоопарке мы бродили,     
К каждой клетке подходили        
И смотрели всех подряд:     
Медвежат, волчат, бобрят".      

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там? 
Хватит ли меда всем нам до весны,      
Чтобы не снились голодные сны?".       

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:  
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.     
Будут-будут из печи  

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.    
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.   
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:    
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,        
Мы любим забавы холодной зимы".       

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 
"Сильно кусает котенок-глупыш, 
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)      
Но я же играю с тобою, малыш, 
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".      

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:       
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.      
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:                
"Я катаю мой орех,    
Чтобы стал круглее всех".  

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:     
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;  
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";              
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;   
- развивают творческие способности.                                

В ирах с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.     
 Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".    Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо? 
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.         Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с  мелкой моторикой, большинство родителей узнают  только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новойинформации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

свернуть

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как подготовить руку к письму

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как подготовить руку к письму

Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс,  который не всегда проходит гладко. Пожалуй, любой первоклассник, не задумываясь, скажет, что сложнее всего ему приходится на уроках русского языка. Если ребенок в школе не любит писать, и ему эта деятельность дается с трудом, чаще всего это случается из-за неготовности руки к письму. Чтобы этого не произошло важно уже с раннего возраста, постепенно, готовить руку ребенка к письму, тогда, в дальнейшем, не возникнет проблем при работе в прописях и тетрадях. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

 В дошкольном возрасте проводится именно подготовка к письму, а не обучение ему.

 Подготовка к письму – один из самых важных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Итак, что же поможет нам развить мелкую моторику, пространственные представления, сформировать зрительно-моторную координацию?

Мозаика                                                                                                                                           

Эта игра недаром остается наиболее популярным пособием для развития мелкой моторики руки. При составлении мозаики совершенствуется щипковый захват пальцев ведущей руки, формируется усидчивость, увеличивается период активной концентрации внимания ребенка. Покупая первую мозаику для малыша, выбирайте игру с крупными фишками и небольшим количеством дырочек на игровом поле.                                        Вот несколько рекомендаций по играм с мозаикой:

 • сортировка фишек (по цвету) пальчиками или с помощью пинцета в коробочки.

 • выкладывание линий из фишек одного цвета, выкладывание геометрических фигур, выкладывание узоров.

Штриховка, раскрашивание, обведение по контору

Занимательные упражнения, направленные на формирование у ребенка самых простых графических навыков, пригодятся ему в дальнейшем при овладении письмом в школе.

 Предложите ребёнку попробовать выполнить задания разными инструментами: карандашом, кисточкой, ручкой, фломастером.

 • проводить вертикальные линии

 • проводить штриховые линии

 • проводить горизонтальные линии

 • проводить прямые линии под наклоном в разных направлениях

 • проводить волнистые и зигзагообразные линии

 • рисовать овалы, круги, спирали

 • обводить изображения без отрыва карандаша от бумаги

 • обводить фигуры по точкам

 • рисовать и раскрашивать простые изображения

Пальчиковые игры

Это занятие способствует развитию речи и творческого воображения. У малышей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ. 

С ветки ягодки снимаю Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.               Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.             Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также                                                        сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.               Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой                                                             достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!        Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих                                                           руках «убегают» как можно дальше.

 

Этот пальчик – маленький, мизинчик удаленький.                                            

Безымянный – кольцо носит, Ни за что его не бросит.                                                  

Ну а этот – средний, длинный.  Он как раз посередине.                                                   

Этот указательный пальчик замечательный.                                                                               

Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный.                         

Пальчики не ссорятся  вместе дело спорится.

(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями)

Лепка

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

свернуть

Вопросы о работе учителя-дефектолога

Вопросы и ответы о работе учителя-дефектолога

В нашем дошкольном учредении работает несколько учителей-дефектологов. Занимаются они с детками разного возраста и с разными речевыми нарушениями. Очень часто у родителей возникают вопросы: "Почему мой ребенок еще не попал к логопеду?", "Почему моему ребенку нужна специальная группа для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)", "кКак часто проводятся занятия?" и т.п. На эти и другие вопросы сегодня отвечают учитель-дефектолог ПКПП Бородич Ирина Александровна и учитель-дефектолог специальной группы для детей с ТНР Шарай Т.В

Что такое ПКПП и чем он отличается от речевой группы в специальном детском саду?

ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи (логопункт), основной целью работы которого является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим трудности в освоении программы дошкольного образования. 
В зависимости от характера нарушений физического или психического развития в пункте могут быть сформированы группы для детей:
- с нарушениями речи
- с нарушениями слуха
- с нарушениями зрения
- с нарушениями психического развития.

Отличия ПКПП от речевой группы.

1) Логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевой группе. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. 
2) В отличие от специализированных групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. 
3) Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп. Педагоги работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков. 
4) В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на логопеда приходится до 12 детей. На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у логопеда занимаются 24-26 детей.
5) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты).
6) Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Логопед на логопункте вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевой группы детского сада. 
 

Что делает учитель-дефектолог? И в чем отличие логопеда от учителя-дефектолога?

Дефектолог - специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).
Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.
Логопед изучает причины и структуру нарушений речи, определяет пути исправления речевых дефектов, подбирает обучающие и воспитательные приемы и средства для правильного развития речи.
Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте. Также работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.
Таким образом, кратким ответом на вопрос «Есть ли различия между логопедом и учителем-дефектологом в рамках работы ПКПП?» - будет ответ: «Нет».

Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу (логопеду) в ПКПП?

Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя детского сада на основании следующих документов:
1) Заявления законного представителя ребенка.
2) Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.

С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

Каких детей берут на занятия в ПКПП? 
В ПКПП зачисляются дети, которым до 15 сентября текущего учебного года уже исполнилось 5 лет и с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На занятия в ПКПП берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из старшей группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями: 
- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия);
- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия); 
- грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия);
- заикание (лёгкая степень);
- Общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 уровня);
- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

Как часто проводятся коррекционные занятия и в какой форме?

Фронтальные (с группой детей) — 1-2 раз в неделю,  индивидуально-подгрупповые занятия — 1-2 раза в неделю. 
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. 
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. 
В основном индивидуальные занятия  на логопункте длятся от 10 до 20 минут. 
Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Нужно ли делать домашние задания и как?

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Весь речевой материал, полученный в качестве домашнего задания от логопеда, должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания:
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. 
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

 

Если Вы не нашли ответ на интересующий Вас вопрос - оставьте его в комментариях, мы своевременно на него ответим!

свернуть