Советы педагога-психолога

Республиканский центр психологической помощи

Конспект занятия-беседы по обучению личной безопасности детей дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 

Тема: «Личная безопасность»

Форма работы: занятие-беседа

Формы и методы работы: упражнение, беседа, игра.

Цель: формирование у воспитанников навыков личной безопасности, правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми; формировать и обобщить знания детей о безопасности дома, об экстренных службах (101,102,103,104).

Ожидаемый результат: формирование  осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Оборудование: стихотворения о правилах поведения.

План:

  1. Ритуал начала – упражнение «Доброе приветствие».
  2. Вводная часть – упражнение «Вопрос-ответ».
  3. Основная часть –беседа «Личная безопасность», упражнение «Зашифрованные слова», загадки «Сказки», обсуждение сказки «Волк и семеро козлят», упражнение «Что изменилось?», игра «Закончи стихотворение», игра «Посмотри и запомни», упражнение «Узнай по описанию». 
  4. Заключительная часть – рефлексия подведение итогов, упражнение «Одуванчик».

1.Ритуал начала. Упражнение «Доброе приветствие».

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Рада видеть всех сейчас,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 - Давайте посмотрим друг на друга и подарим всем хорошее настроение. И чтобы оно оставалось таким всегда нужно быть всегда осторожными, аккуратными, внимательными.

2.Вводная часть.  Упражнение «Вопрос-ответ».

Воспитатель: Часто приходится вам оставаться дома одним. Дома нас окружают опасные предметы. Давайте вспомним названия этих предметов. (Ответы детей)

- Правильно, это газовая плита, утюг, иголки ножи, спички и т.д.

  1. Основная часть. Беседа «Личная безопасность».

Воспитатель: В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди.

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии? (Ответы детей)

Правильно. Сегодня мы будем говорить о личной безопасности о том, как нужно вести себя при встрече с плохими, незнакомыми людьми.

- А теперь задание. Необходимо из букв составить слова.

Упражнение «Зашифрованные слова».

Воспитатель: Я вам буду зачитывать слова, а вы их должны расшифровать.

- Ров (Вор),

- Нагилух (хулиган),

- Тиднап (бандит).

- Чем занимается вор? (Ворует)

- Хулиган? (Хулиганит)

- Бандит? (Грабит, убивает)

- Как можно одним словом их назвать? (Преступники, злоумышленники.)

- Преступник - тот, кто совершает или совершил преступление.

- Злоумышленник - умышляет зло - недоброе дело.

- Где место преступников? (В тюрьме)

Продолжение беседы.

Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение у преступника? (Плохое)

Хороший это человек? (Плохой)

Почему мы решили, что это нехороший человек? (Он прячет лицо под маской)

Почему он прячет лицо?(Он не хочет, чтоб его узнали, значит он задумал что-то плохое.)

Действительно таких людей нужно остерегаться.

Узнав, что в квартире, доме находится один ребёнок или пожилой человек, преступники пытаются проникнуть в квартиру, для чего как вы думаете? (Ответы детей)

Чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу, из которой им станет ясно, кто в квартире.»)

Как выглядят преступники? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые…)

Всегда ли по внешности можно определить хороший это человек или плохой?

Давайте вспомним сказочных персонажей. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, как называется эта сказка.

Загадки «Сказки».

Воспитатель: Старательна, трудолюбива,

Добра и очень красива,

На бал она попала,

Но туфельку там потеряла. (Сказка «Золушка»)

- У оборванной, грязной Золушки было очень доброе сердце. Она всем стремилась помочь.

- Страшное Чудище имело доброе сердце. (Сказка «Аленький цветочек»).  

- Осколок волшебного зеркала

В сердце ему попал.

И злым и холодным

Мальчик этот стал.

Верная подруга ему помогла.

Из снежного плена

Она его спасла.

Красивая эта волшебница, но злая.

Есть страна у нее ледяная.

Колдовством мальчика в плен она захватила.

Но верная дружба зло победила. (Снежная королева)

- Снежная королева красивая, но очень злая.

 

Конечно, нам хорошо бы жилось, если бы преступники одеждой или лицом сразу отличались от остальных людей. В жизни злоумышленник может выглядеть вполне доброжелательным и вежливым человеком.

Но, к сожалению, внешний вид может быть обманчивым. Преступники могут переодеться в старенького больного человека, одеть парик, изменить голос и поэтому нужно быть очень внимательными и осторожными.

Обсуждение сказки «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Мы с вами читали очень много сказок, есть такая пословица «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Это значит, что каждая сказка чему-то учит.

Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобных ситуациях и повели себя неправильно.

ЗАГАДКА

Когда мама ходила за молоком,

Злой волк обманом прокрался

К ним в дом.

Охотник их спас, он волка прогнал.

А кто ж эти дети? («Волк и семеро козлят»)

-Какая опасная ситуация произошла здесь?

(Козлята поддались на уговоры волка и открыли ему дверь. Волк съел козлят)

-Как надо было поступить?  (Ответы детей)

Чтобы с вами не случилась беда, если ты остался дома один, мы запомним несколько правил безопасности и узнаем, как правильно вести себя в опасных ситуациях.

Правило№ 1:  Не вступай с незнакомцем в телефонный разговор. Нельзя сообщать по телефону свой адрес, говорить, что дома один, нельзя называть имена родителей. Лучше всего отвечать да или нет, сказать, что мама и папа дома, но сейчас не могут подойти, и положить трубку. В случае опасности звони по номеру 102.

-Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

Куда же я попал?

Номер я, какой набрал?

Как зовут тебя малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?

Ничего не отвечай.

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания» скажи.

Быстро трубку положи!

Правило №2: Ни в коем случае не разговаривай и не открывай дверь незнакомому человеку.

А кто такой незнакомец? (Ответы детей)

Незнакомец - незнакомый, неизвестный человек.

- Если позвонил звонок

Посмотри сперва в глазок.

В гости, кто пришел, узнай,

Но чужим не открывай.

Если нет глазка, тогда

Кто же там? – спроси всегда.

А не станет отвечать –

Дверь не надо открывать!

- Как вы думаете, можно ли входить в чужой дом, квартиру, жилище без разрешения хозяев?

- Конечно, нет.

ВЫВОД: Никто не имеет права входить без разрешения в жилище и наносить ему вред.

- А, если всё-таки, незнакомец пытается открыть дверь ключом, или взломать её, что вы сделаете? (позвоните в милицию – 102) .

- А почему вы будете звонить именно в милицию? (Ответы детей)

Полиция ловит преступников.

Правило№3: Знать номер полиции, в случае опасности звонить туда.

Воспитатель: - Дома я один остался

Кто-то дверь открыть пытался.

Я тогда «102» набрал

И милицию позвал.

Не пройдет пяти минут

Как воришку заберут.

Воспитатель: Что же все таки делать, если кто-то ломится в дверь? /Варианты ответов детей/

Позвонить по телефону соседям или в милицию. Для этого надо знать свой адрес. Нужно сообщить населенный пункт, улицу, № дома, кто звонит.

А кто знает свой адрес, поднимите руки. (Ответы детей)

А сейчас мы еще раз назовем правила, которые мы уже знаем.

  1. Не вступай с незнакомцем в телефонный разговор.
  2. Не разговаривай и не открывай дверь незнакомцу.
  3. Знать номер милиции.

- Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту.(101,102,103,104)

 

Упражнение «Что изменилось?».

Ситуации. А сейчас мы проверим, как вы будите вести себя в разных ситуациях. Внимательно послушайте, когда я буду говорить правильный ответ, а вы должны 3 раза хлопнуть, если неправильный - 3 раза топнуть.

Ситуация №1

-Здравствуй мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.

Мальчик отвечает:

-Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.(Хлопают)

Ситуация№2 

Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:

-Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?

Девочка отвечает:

-Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17. (Топают)

Хорошо, а как правильно можно ответить? (Мама спит, сейчас я ее разбужу и придержу собаку)

Ситуация№3 

Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит:

-Я почтальон и принес вам письмо.

Мальчик отвечает:

-Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей. (Хлопают)

Игра «Закончи стихотворение».

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе,

Ведь преступник, он хитёр,

Притворится, что… (монтёр)

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам… (почтальон)

Он покажет вам пакет

(А под мышкой пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять… (гранат)

А за ним спешит «старушка»,

У неё в кармане… (пушка).

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери… (открывает).

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче… (дверь)! (ХОРОМ)

Игра «Посмотри и запомни».

 

Для этой игры нам нужно 2 очень внимательных ребенка.  В течение 1 минуты нужно смотреть друг на друга, потом повернуться друг к другу спиной и ответить на вопросы:

-Какого цвета волосы у Оли?

-Во что она обута?

-Какого цвета заколка на голове?

-Какое настроение у девочки и т.д., дети меняются местами.

Это у вас было легкое задание, а теперь задание для очень внимательных детей.

Упражнение «Узнай по описанию». 

(Дети должны отгадать, о ком идет речь)

Внимание, внимание, важное сообщение пропал ребенок. Мальчику 6 лет, темные волосы, карие глаза. Одет в голубую рубашку и синие джинсы. (Сергей К.)

Пропала девочка, маленького роста, светлые, длинные волосы, уши проколоты, глаза серые, одета в черную юбку и белую водолазку. (Кристина У.)

Запомни пословицу. 

Послушайте и запомните пословицу. «Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Дети по очереди повторяют)  - Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы:«Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»…). 

 

4.Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: О чем сегодня мы говорили? (О личной безопасности том, как вести себя с незнакомыми людьми.)

- Что делать, если стучит в дверь незнакомый, а взрослых нет?

- Можно разговаривать по телефону с чужими людьми, называть свое имя и адрес?

- Какой номер телефона у полиции: 01, 02, 03, 04?

- Что лучше: сразу входную дверь открыть на чей-то звонок или сначала посмотреть в глазок и спросить, кто пришел?

- Перед кем нужно немедленно открыть дверь: перед незнакомым почтальоном, слесарем, полицейским или только перед телемастером?

Упражнение «Одуванчик».

Воспитатель: поставьте руку перед собой. Сделайте вдох через нос и длительный выдох через рот «подули на одуванчик». Воспитатель: Молодцы! Ребята, будьте внимательны, осторожны и бдительны.

Что бы вам ни предложили,

Чем бы вас ни поманили,

Вы не слушайте чужих,

Незнакомых – никаких!

Будем верить папе, маме,

Остальным не верим с вами!

свернуть

Обучение детей ощущению личностных границ и уважения границ окружающих

Рекомендуем родителям в беседах с детьми о личной безопасности
использовать мультфильм проекта «Просто о важном. Про
Миру и Гошу» для обучения детей ощущению личностных границ
и уважения к границам доверительного общения в семье. Развивающий
мультфильм «Мне так не нравится!»

https://www.youtube.com/watch?v=myBZgiKOlcw

свернуть

«Методы воспитания в семье. Насилие недопустимо» (профилактика использования родителями непедагогических методов воспитания)

К числу актуальных тем относится проблема домашнего насилия. Насилие в семье является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности. Но, как говорится, есть возможность и необходимость проблему предотвратить.

В связи с этим, одной из важных задач в сфере профилактики насилия в семье является повышение педагогической зрелости и компетентности родителей. Обращение их особого внимания на отказ от методов воспитания, унижающих человеческое достоинство.

Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п.

Психологическую сущность жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45-49 % семей. Однако если учитывать подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок сталкивается с проявлениями родительского насилия.

Основная причина недовольства родителей своими детьми — неудовлетворенность их учебной деятельностью — 59 %. Хвалят детей за выполнение домашнего задания — 38,5 % родителей, а ругают и даже избивают — 30,8 %.

Более трети родителей на вопрос: «Какой Ваш ребенок?» — дали своим детям следующие характеристики: «плохой», «неуспевающий», «неаккуратный», «приносящий много хлопот» и т.д. На вопрос: «Почему Вы дали своему ребенку такую характеристику?» — родители отвечали: «Мы его воспитываем. Пусть знает свои недостатки. Пусть стремится стать лучше».

Среди мотивов жестокости родителей по отношению к детям 50 % отмечают «стремление воспитать», 30 % — месть за то, что ребенок приносит огорчения, что-то просит, требует внимания. В более чем 10 % случаев жестокость родителей становится самоцелью — крик ради крика, избиение ради избиения.

Наиболее типичные причины жестокости в семье — это, во-первых, традиции патриархального воспитания. Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе. Вспомните: «Больше тумаков — меньше дураков».

Во-вторых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным — детям. «Разрядка от стрессов» зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают, почему родители на них сердятся.

В-третьих, низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей именно жестокостью, а не иными средствами.

Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности,   ненужности,   искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.

 

 

свернуть

Социально-педагогические центры (СПЦ)

Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь

Номера телефонов

службы экстренной психологической помощи

в Республике Беларусь

Во всех областях республики и в г. Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь приведены ниже:

Наименование региона

Телефоны

Время работы

Республиканская "Детская телефонная линия"

8-801-100-1611

круглосуточно

Минск:

для взрослых

8017 352-44-44

круглосуточно

8017 304-43-70

круглосуточно

для детей и подростков

8017 263-03-03

круглосуточно

Минская область:

Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология"

8017 270-24-01 м.т. 8029 899-04-01

круглосуточно

Брестская область:

   

г. Брест

80162 25-57-27

круглосуточно

г.Барановичи

80163 40-28-31

13.00 - 20.00 в рабочие дни

г. Пинск

80165 31-10-38

круглосуточно

Витебская область:

г. Новополоцк

80214 50-13-97

08.00 - 20.00

г. Полоцк

80214 43-22-20

08.00 - 20.00

г. Орша

80216 21-00-19

08.00 - 20.00

г. Витебск

8 0212 61-60-60

круглосуточно

Гомельская область:

г. Гомель

80232 31-51-61

круглосуточно

г. Мозырь

80236 25-17-92

Пн., Вт., Чт., Пт. 08.00-14.00; Ср. 12.30-19.00

г. Ветка

802330 4-24-85

08.00 - 13.00; 14.00 – 16.30

г. Рогачев

802339 2-09-39

Пн., Вт., Ср., Пт 13.00-15.00

Гродненская область:

г. Гродно

80152 170 80152 39-83-28 80152 39-83-31

круглосуточно

Могилевская область:

г. Могилев

8022 271-11-61

круглосуточно

г. Бобруйск

80225 72-52-38

круглосуточно

Любому взрослому человеку, пострадавшему от домашнего насилия, консультанты общенациональной горячей линии оказывают квалифицированную психологическую, юридическую, социальную и информационную помощь. Телефонные звонки на номер 8-801-100-8-801 принимаются ежедневно с 8 до 20 часов. По вторникам и субботам на линии дежурит юрист, в остальные дни – психолог.

В городском клиническом детском психиатрическом диспансере функционирует общенациональная детская линия 8-801-100-16-11. Она предназначена для оказания бесплатной психологической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также для перенаправления отдельных обращений в компетентные органы и организации.

Функционирует «Телефон доверия» МВД: 8017-218-72-22 (в рабочие дни с 9.00 до 18.00).

Найти выход из трудной жизненной ситуации призваны Центры дружественного отношения к подросткам (ЦДП), Центры здоровья молодежи (ЦЗМ), Центры здоровья подростков и молодежи (ЦЗПиМ), которые созданы в регионах на базе детских поликлиник и центральных районных больниц. В Центрах проводятся консультации по основам здорового образа жизни, по формированию навыков безопасного и ответственного сексуального поведения, по профилактике заболеваний, передающихся половым путем, по проблемам курения, наркомании, алкоголизма, по вопросам профессиональной ориентации. Осуществляется консультирование по проблемам общения со сверстниками и взрослыми, психологическая поддержка в трудной жизненной ситуации. Гарантированы доброжелательность, уважение личного мнения, право на самостоятельный информированный выбор, доступность и доверие. Адреса и контактные телефоны центров приведены ниже:

г. Минск

Октябрьский р-н, ЦДП «Галс», УЗ «13-я городская детская клиническая поликлиника», ул. Кижеватова, д.60, корп. Д, тел. 375(017) 398-31-63;

Первомайский р-н, ЦДП «Вместе», УЗ «11-я городская детская поликлиника», ул. Никифорова, 5, тел. 375(017) 264-36-39;

Ленинский р-н, ЦДП «Парус надежды», УЗ «7-я городская детская поликлиника», ул. Плеханова, 127, тел. 375(017) 368 32 34;

Заводской р-н, ЦДП «Успех», УЗ «23-я городская детская поликлиника», ул. Герасименко, 22, корп. 2, тел. 375(017) 291-20-39;

Советский р-н, ЦДП «Ювентус», УЗ «17-я городская детская клиническая поликлиника», г. Минск, ул. Кольцова, 53/1, тел. 375(017) 261-02-19;

Московский р-н, ЦДП «Доверие», УЗ «8-я городская детская поликлиника», ул. Есенина, 66, тел. 375(017) 272-22-94;

Центральный р-н, ЦДП «Синяя птица», УЗ «4-я городская поликлиника», пр. Победителей 93, тел. 375(017) 369-74-00;

Фрунзенский р-н, ЦДП «Юникс», УЗ «4-я городская детская клиническая поликлиника», ул. Налибокская,15, тел. 375(017) 209-85-61.

Брестская область

ЦДП «Вместе», УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1»,  г. Брест, ул. Кирова, 82, тел. 8-0162- 20-96-71;

ЦДП «Надежда», УЗ «Пинская центральная поликлиника», филиал «Детская поликлиника», г. Пинск, ул. Завальная 18; тел.8-0165- 35-16-58;

ЦДП «Контакт», УЗ «Барановичская детская городская больница», г. Барановичи, ул. Чкалова 2, тел.8-0163-42-20-68;

Консультативно-информационный центр «Диалог», УЗ «Столинская ЦРБ», г.Столин, ул. Дзержинского, 102, тел. 8-0165-52-42-87.

Витебская область

Центр здоровья молодёжи (ЦЗМ) «Откровение», УЗ «Полоцкая детская поликлиника», г.Полоцк, ул. Е. Полоцкой,18, тел. 8-0214-42-76-55;

ЦЗМ «Диалог» УЗ «Новополоцкая детская поликлиника», г. Новополоцк, ул .Калинина, 5, тел. 8-0214- 51-90-90, +37529-594-52-76

Витебский ЦЗМ, г. Витебск, ул. Чкалова, 14 В, тел. 8-0212-57-24-71, справка 8-0212-57-78-79;

ЦЗМ «Надежда», УЗ «Оршанская центральная поликлиника», детская поликлиника №1, г. Орша, ул. Пионерская, 15, тел. 8-0216-51-17-21;

Гомельская область

ЦЗМ «Юность», филиал № 3 ГУЗ «Гомельская центральная городская детская поликлиника», г. Гомель, ул. Быховская, 108, тел.

8-0232- 47-36-12, 47-86-14;

ЦДП «Ветразь», УЗ «Жлобинская ЦРБ», детская поликлиника

г. Жлобин, улица Воровского, 1; тел: 8-02334- 2-28-29;

ЦДП «Новое поколение», УЗ «Светлогорская центральная районная больница», детская поликлиника, г. Светлогорск, ул. Луначарского, 92, тел. 8-02342- 7- 07 – 19;

ЦДП УЗ «Рогачевская ЦРБ», г. Рогачев, ул. Дзержинского, 17, тел. 8-02339-2-14-86;

ЦДП «Гармония», УЗ «Речицкая центральная районная больница», родильный дом, женская консультация, г. Речица, ул. Трифонова, 119, тел. 8-02340- 44393, 91133;

ЦДП «Афродита», УЗ «Добрушская ЦРБ» г. Добруш, ул. Чапаева, 3 тел/факс: +375 (2333)7-64-37

Гродненская область

ЦДМ «Контакт», филиал УЗ «Гродненская центральная городская поликлиника», детская поликлиника № 2, г. Гродно, ул. Гагарина, 18, тел.8- 0152- 96- 44- 66;

ЦДМ «Позитив», г. Гродно, тел.8-0152-74-22-82.

Могилевская область

ЦДП «Импульс», УЗ «Бобруйская городская детская больница», филиал детская поликлиника № 2, г. Бобруйск, ул. Советская д.116, тел. 8-0225-70-43-53;

ЦДП «Альтернатива», филиал № 4, УЗ «Могилевская детская поликлиника» 212036, г. Могилев, ул. Симонова, 55б, тел. 488842, факс 8-0222-484076;

ЦДП «Доверие», УЗ «Горецкая центральная районная больница», г. Горки, пр. Интернациональный, 2, тел. 8-022-33-615-05.

Минская область

ЦЗМ УЗ «Березинская центральная больница», г. Березино, ул. М. Романович, 6, тел. 8-01715-54229;

ЦЗМ УЗ «Вилейская ЦРБ», г. Вилейка, ул. Маркова, 27, тел. 8-01771- 5-64-51;

ЦЗМ УЗ "Дзержинская центральная районная больница", детская консультация, г. Дзержинск, ул. Октябрьская, 72, тел. 8-01716- 6-51-99;

ЦДП УЗ «Клецкая центральная районная больница», г. Клецк, ул. Партизанская, 6, тел. 8-01793- 53107;

ЦДП УЗ «Крупская центральная районная больница» г. Крупки, ул. Черняховского, 2, тел. 8-01796-5 59 61;

ЦДП УЗ «Любанская центральная районная больница», г. Любань, ул. Первомайская, 97А, тел. 8-01794- 54-1-34;

ЦДП УЗ «Молодечненская центральная районная больница», поликлиника № 1, г. Молодечно, ул.Ф.Скорины, 5, тел. 8-0176 – 769074;

ЦДП УЗ «Несвижская центральная районная больница», г. Несвиж, ул. Сырокомли, 29, тел. 8-01770-66561;

ЦЗМ «Доверие», УЗ «Слуцкая ЦРБ», Слуцк, ул. Чайковского, 21, тел. 8-01795- 5-31-10;

ЦЗПиМ УЗ «Солигорская ЦРБ», г. Солигорск, ул.Коржа, 1, тел. 8-0174-22-11-22;

ЦЗПиМ УЗ «Столбцовская ЦРБ», г. Столбцы, ул. Ленинская, 164, тел. 8-01717- 54643;

ЦДП УЗ «Червенская ЦРБ», г. Червень, ул. Барыкина, 60, тел. 8-01714- 54783;

ЦЗМиП « Доверие» УЗ « Борисовская ЦРБ», отделение ГУО « Социально – педагогический центр Борисовского района», г. Борисов, ул. 8 Марта, 6, тел. 8- 0177-06-67-10;

ЦДП УЗ «Воложинская ЦРБ», г. Воложин, ул. М.Горького, 13, тел. 8-0177-255733;

ЦЗМиП УЗ "Жодинская центральная городская больница", городская поликлиника, г. Жодино, ул. 50лет Октября, 17, тел. 8-0177-53-48-46;

ЦЗМиП УЗ «Копыльская центральная районная больница», г. Копыль, ул. Советская, 50, тел. 8-01719- 54-3-04;

Центр подростков и молодежи г. Логойск, ул. Победы, д. 35, тел. 8-01774-20-6-91;

ЦЗПиМ УЗ «Минская ЦРБ», д. Боровляны, ул. Фрунзенская 1, поликлиника Минской ЦРБ, тел. 5052585;

ЦЗПиМ УЗ «Мядельская ЦРБ», г. Мядель, ул. Коммунистическая, 23, тел. 59-1-35;

ЦЗПиМ УЗ « Марьиногорская ЦРБ», г. Марьина Горка, Пуховичский район, ул. Новая Заря 36 а, тел. 8-01713-60729;

ЦДП «Родник надежды», УЗ «Смолевичская центральная районная больница» 222201, г. Смолевичи, ул. Первомайская, 101, тел. 8-01776- 50834;

ЦЗПиМ «Надежда», УЗ «Стародорожская центральная больница» 222910, Московская 82;

ЦДП УЗ «Узденская ЦРБ» г. Узда, ул. Степанова, 11, тел. 8-01718- 55576.

свернуть

Как уберечь ребёнка от сексуального насилия!

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребёнка от опасности.

   Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребёнка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

   Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовёт родителей, других взрослых, преступника это остановит.

   Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идёт ребёнок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть  смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

   Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

   Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

   Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

   В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

 

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и

подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

  Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

   Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

Что делать, если страшное уже произошло?

   Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

   Зачастую ребенок не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

   Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились  старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

   В сложившейся ситуации важно вывести ребенка на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

   Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

   Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

   Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

   Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

   Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.

 

Памятка «Внимание, родители!»

   Будьте бдительны, старайтесь быть ближе к своим детям, владеть информацией о том,  чем увлекается Ваш ребенок, с кем и как проводит свободное время.

   Необходимо обращать внимание на резко изменившееся поведение ребенка, а именно если он:

  1. Ведет взрослые разговоры об интимной жизни;
  2. Приобретает вещи и предметы, которые ранее ему не могли позволить родители, законные представители (мобильные телефоны, планшеты и т.д.);
  3. Увеличивается количество общений по средствам мобильной связи и Интернета, с лицами, не являющимися его сверстниками;
  4. Появляются денежные средства, в том числе и на средствах мобильной связи от посторонних лиц, происхождение которых ребенок не может объяснить либо явно врет;
  5. Отказывается продолжать ходить на частные занятия, резко меняет свое отношение с положительного на негативное, в отношении лица которое проводило занятия, при этом не может объяснить причину своего поведения;
  6. Отказывается либо пытается избежать прохождения планового медицинского обследования;
  7. Старается больше времени проводить на улице, в кругу друзей, в общении со взрослыми становится замкнутыми;
  8. Боясь взрослых, о происходящем насилии рассказывает «про секреты» своим близким друзьям, жалуется на боли половых и внутренних органов.

   В случае выявления фактов посягательства на половую неприкосновенность ребенка необходимо обратиться в органы внутренних дел. Не разглашение случившегося, замалчивание таких фактов взрослыми, ведет к безнаказанности преступника и дает ему возможность совершать аналогичные преступления в отношении иных несовершеннолетних.

свернуть

«Сохранение половой неприкосновенности»

  1. Не оставляйте детей без присмотра, контролируйте их прогулки, запретите гулять далеко от дома и в сомнительных местах вроде парков, строек, гаражей. Не отпускайте играть одного (или даже в компании сверстников) во двор без присутствия взрослых. Можно договориться с кем-нибудь из соседей наблюдать за детьми по очереди.
  2. Даже если у вас послушный ребенок, строго запретите ему вступать в контакт с незнакомым человеком, особенно с мужчиной. Слушаться он должен только родителей. Ребенок должен знать, что ни под каким предлогом нельзя «идти помочь завести машину», «открыть захлопнувшуюся дверь», «поискать собачку в соседнем парке».
  3. Объясните ребенку, что ни под каким предлогом нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать приглашение пойти к нему домой, в кино, в кафе – как бы соблазнительно или интересно эти предложения ни звучали. Говорить об этом нужно тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и собственной сексуальности.
  4. Ребенок должен доверять только родителям. Педофил может представиться тренером, кинорежиссером, работником ЖКХ, налоговым инспектором, журналистом, даже родственником мамы или папы, их сослуживцем. Хорошо воспитанный ребенок доверчив, он может стать жертвой собственного воспитания. Преступник часто знает имя ребенка, к которому обращается с просьбой, – это совсем нетрудно, стоит только немного покрутиться возле места, где играют дети. Они громко обращаются друг к другу по имени. Научите ребенка говорить таким взрослым, что он, прежде всего, должен спросить разрешение пойти куда-то у мамы или папы.
  5. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок избегал контактов с людьми из «группы риска»: пьяницами, алкоголиками, наркоманами, ранее судимыми лицами. Даже если это соседи по квартире (в одном подъезде, одном доме, на одной улице). Примерно треть убийц-насильников ранее судимы или состояли «на заметке» у участкового инспектора.
  6. Беседуйте вечерами с ребенком, старясь узнать, как прошел его день. Интересуйтесь, не ходил ли какой-нибудь странный человек около детского сада или школы. Часто маньяки делают круги вокруг мест скопления детей. Объясните ребенку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.
  7. Чаще интересуйтесь друзьями и знакомыми ребенка, родителями его друзей, учителями, преподавателями. При первом подозрении о нестандартном поведении последних – обращайтесь в милицию.
  8. Объясните ребенку, что, если в лифт с ним все же кто-то зашел, лучше выйти (например, сославшись, что ребенок что-то забыл дома или на улице). Такую ситуацию можно отрепетировать с ребенком заранее. Если ребенок уже едет в лифте, а подозрительный человек все-таки вошел, ребенку лучше спокойно выйти на следующем этаже. Научите его пользоваться вызовом диспетчера и расскажите, как вести себя в случае остановки лифта или в других непредвиденных ситуациях. Не забудьте предупредить и о том, что не стоит баловаться кнопкой вызова – это хулиганство, и диспетчер может отключить лифт.
  9. Договоритесь со своим ребенком, что он никогда не должен рассказывать знакомым или незнакомым людям, когда мама и папа приходят с работы или уходят куда-то и в какое время он бывает дома один. Если приходится вечером одной (одному) идти по улице, то шагать надо быстро и уверенно. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и последовать за ними рядом.
  10. Подходя к двери квартиры, ребенок должен удостовериться, что рядом никого нет, и держать ключ всегда заранее наготове. Запретите ребенку открывать дверь в ваше отсутствие кому бы то ни было. Если его кто-то настойчиво уговаривает отпереть дверь, дайте ребенку телефон надежной соседки, – человека, который живет поблизости и которому ребенок может позвонить и попросить подойти на лестничную площадку, если вдруг ему станет страшно.
  11. Ребенку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом. Не нужно запугивать ребенка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское со знание.

Что должен знать и уметь ребенок:

уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;

ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;

ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;

внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка.

свернуть

Физическое насилие

Стоп-насилие

Объявление СПЦ

Уважаемые родители!!!

Напоминаем Вам об ответственности за жизнь и здоровье Ваших детей и недопустимости оставления несовершеннолетних

без присмотра взрослых.

В случае возникновения сложной жизненной ситуации (занятости родителей) у Вас есть возможность определить ребенка в группу с круглосуточным пребыванием детей в государственное учреждение образования "Детский сад № 23 г. Орши" (г. Орша, пр-т Текстильщиков, д.18, 8 0216 54 89 85).

 

В различных жизненных ситуациях при необходимости можно обращаться в государственноеучреждение образования "Социально-педагогический центр Оршанского района" (г.Орша, ул. Александра Ошуйко, д.20, тел.8 0216 50 67 42).

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть