Игры для коррекции двигательной активности
Как известно, потребность в движении является врождённой. От степени удовлетворения этой потребности во многом зависит здоровье и развитие ребёнка. При внимательном наблюдении за детьми бросается в глаза их различная подвижность. Наряду с оптимально подвижными детьми обращают на себя внимание мало или чрезмерно много двигающиеся. Чрезмерно подвижные (гиперподвижные) дети отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, несдержанностью, неуравновешенным поведением, они невнимательны и неусидчивы на занятиях. Малоподвижные (гипоподвижные) дети в силу недостаточного развития их двигательной сферы неуверенны, необщительны, боятся пространства. У тех и у других обычно небольшой запас движений, качество их выполнения чаще всего неудовлетворительно. Эти дети требуют особого внимания взрослых.
Корреккционная работа с гиперподвижными детьми должна быть направлена на обогащение движений, развитие их точности, ловкости, формирования умения управлять ими. Правила предлагаемых игр для этих детей требуют правильного и точного выполнения движений, действий по сигналу, умения договариваться с партнёрами о деталях игры.
Цель игр для малоподвижных детей – развивать потребность в движении, обогащать их деятельность разнообразными движениями, воспитывать активность, уверенность, общительность. Правила игр связаны с необходимостью довести игровое действие до конца, выполнить правильно движения.
Предлагаемые игры для детей разной подвижности разделены условно. На определённом этапе полезно объединять в совместных играх и тех и других детей.
ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ
«БЫСТРЫЙ МЯЧ»
Цель: Упражнять в точности движений: учить проявлять настойчивость в достижении поставленной задачи; формировать умение управлять собственными движениями.
Материал: Мячи по количеству детей.
Содержание игры: Дети встают в ряд так, чтобы не мешать друг другу, на расстоянии 1 – 3 м от свободной стены. Они принимают исходное положение и по сигналу с силой толкают мяч рукой, таким образом, чтобы он ударился о стену и покатился обратно. Тем, у кого движение получилось, засчитывается по одному очку. Перед детьми ставится задача набрать как можно больше очков.
Правила: 1) мяч должен удариться о стену и покатиться обратно; движение не засчитывается, если этих показателей нет; 2) движение начинать одновременно по сигналу.
Варианты игры: Усложняются исходные положения, о которых дети договариваются перед началом игры. Возможные варианты: сидя, стоя на коленях, в приседе, лежа на животе, нагнувшись спиной к стене (мяч прокатывается между ногами). Мяч сложно толкать двумя руками, ногой, головой. Когда движение будет освоено, вводится новое правило – очко засчитывается в том случае, когда мяч вернулся к игроку и он поймал его.
«ДВА МЯЧА»
Цель: Развивать глазомер, умение управлять собственными движениями; упражнять в целенаправленной деятельности.
Материал: Мячи (средних и крупных размеров) по количеству детей.
Содержание игры: Дети садятся попарно лицом друг к другу на расстоянии 1 – 3 м (по договорённости), у каждого в руках по мячу. По команде дети прокатывают мячи навстречу друг другу таким образом, чтобы они ударились.
Правила: 1) добиваться, чтобы мячи столкнулись, в противном случае очко не засчитывается; 2) начинать движение одновременно по сигналу.
Варианты игры: Дети одновременно бросают мячи навстречу друг другу, чтобы те ударились; бросают мячи друг другу и ловят их; выполняют движения из разных и.п.: стоя на коленях, стоя спиной друг к другу, боком, ноги шире плеч.
«ОХОТНИКИ И ОБЕЗЬЯНЫ»
Цель: учить реагировать на сигнал; совершенствовать навык лазанья.
Материал: физкультурное оборудование.
Содержание игры. Выбираются два охотника, остальные дети – обезьяны. Пока охотники отдыхают, дети бегают, выполняют подскоки, принимают различные позы. На сигнал «Охотники!» обезьяны прячутся на деревьях – быстро влезают на гимнастические лестницы, канаты и т.п.
Правила: выполнять движения точно по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
ИГРЫ ДЛЯ ГИПОПОДВИЖНЫХ ДЕТЕЙ
«ВЕСЁЛЫЙ МЯЧ»
Цель: развивать интерес к движениям, быстроту реакции на сигнал.
Содержание игры. Воспитатель (инструктор) предлагает представить детям, что они мячики. Он называет какое-либо движение, а дети-мячики начинают его выполнять. Используются движения, которые обычно применяются в игре с мячом: прыжки (отбивания мячей), бег (бросание), катание по полу и др. В конце игры обязательна положительная оценка, похвала.
Правило: движение начинать и заканчивать по сигналу.
Варианты игры. Дети выполняют движения в парах: один из них – мяч, другой управляет мячом, движения выполняют все одновременно под руководством одного из детей (руководитель предварительно показывает движение, которое надо выполнять); необходимо образно передать движение: ленивый мяч – неленивый мяч, тяжёлый мяч – нетяжёлый мяч, большой мяч – маленький мяч, весёлый мяч – грустный мяч.
«ВОЛЕЙБОЛ»
Цель: развивать точность движений руки, силу; воспитывать интерес к движению.
Материал: верёвка, мячи (по количеству игроков).
Содержание игры. Мячи (в сетках) подвешиваются на натянутой верёвке на высоте поднятых вверх рук ребёнка. Дети силой ударяют каждый по своему мячу, чтобы задать большую траекторию движения и перебросить его через верёвку. Побеждает тот, чей мяч в конце игры окажется ближе к натянутой верёвке.
Правила: 1)использовать названное воспитателем движение; 2) продолжительность движений каждый определяет сам; 3) игрок, закончивший игру, поднимает руки вверх.
Варианты игры. Ударять по мячу только правой (левой) рукой, двумя руками; с одновременным подпрыгиванием; с разбега.
«ДЛИННАЯ ДОРОЖКА»
Цель: развивать интерес к движениям, двигательное творчество, навыки равновесия, упражнять в основных видах движений.
Материал: дорожки из клеёнки.
Содержание игры. Выкладываются параллельно дорожки по количеству игроков. Перед детьми ставится задача преодолеть свою дорожку как можно быстрее с помощью бега, прыжков, ползания. Вначале движения называет воспитатель. Позднее дети сами договариваются о движениях.
Правила: 1) выполнять названное движение; 2)двигаться не сходя со своей дорожки.
Варианты игры. Преодолеть дорожку боком, спиной вперёд, разными способами ходьбы и бега; с закрытыми глазами; придумать свой способ преодоления дорожки; представить себя ветром, вихрем, лошадкой, зайчиком и т.д.